Архитектурно-художественные мастерские Данилова монастыря г. Москвы (генеральный директор – эконом монастыря игумен Иннокентий (Ольховой) – одна из старейших организаций, специализирующихся на проектировании и строительстве православных храмов.

Об истории мастерских рассказывает Константин Валерьевич Никитин, главный архитектор Мастерских.

– Архитектурно-художественные мастерские Данилова монастыря были созданы в 1983 году…

– И создавались они специально для восстановления архитектурного облика обители. Так что главный наш объект – это, безусловно, сам Свято-Данилов монастырь. Он, к счастью, давно восстановлен, поэтому у Мастерских есть возможность применять свои силы и опыт в других местах. Мы занимаемся проектированием храмов, часовен, а также зданий, возводимых на церковной территории. За эти годы ими было создано множество проектов.

Среди них – храм Святителя Алексия, митрополита Московского, в д. Топорково Московской области, колокольня храмового комплекса с. Завидово Конаковского района Тверской области, храм Мученика Виктора в г. Котельники Московской области и церковь Рождества Богородицы в д. Говорово Московской области. В 2014 году мы спроектировали несколько храмов, среди них – церковь Софии, Премудрости Божией, в Белгородской области (на две тысячи человек), решенная в стиле владимиро-суздальской архитектуры домонгольского периода.

В прошлом году мы сделали несколько храмов в псковском стиле для Калуги, Москвы и Московской области.

– Именно с домонгольским периодом связан подлинный расцвет русского церковного зодчества?

– Да. Каменная храмовая архитектура того времени была наиболее разнообразной и развитой. Не все знают, что в одном только XII столетии каменных зданий было построено больше, чем в веках XIV, XV, XVI вместе взятых. Отчасти это связано с феодальной раздробленностью: соперничая друг с другом, княжества стремились превзойти соседей в красоте и богатстве церковного убранства, зодчие искали и находили новые и новые формы, уходя все дальше от византийских прототипов. При этом архитектура храмов сохраняла неразрывную связь с духом православного богослужения.

– Вы предпочитаете работать в каноне древнерусской архитектуры?

– Каждый архитектор сам отвечает для себя на этот вопрос, неправильно было бы признать единственно верным одно мнение. Я полагаю, что архитектура храма должна в первую очередь отвечать его назначению. Та же крестово-купольная система построения объема храма появилась не просто так: с ней связана и система росписей интерьера, и сам ход богослужения.

Выскажу мысль, которая кому-то может показаться парадоксальной. На мой взгляд, зодчество XII столетия ближе и органичнее для современного города, нежели барокко или классицизм. Наша жизнь, быт, обиход сегодня далеки от пышности XVIII–XIX столетий, простота и лаконичность домонгольской архитектуры нам гораздо ближе. Поэтому возвращение к ним вполне оправданно.

Все новое – это хорошо забытое старое, надо не выдумывать что-то, а разыскать и возвратить к жизни то, что уже было, но оказалось забыто.

К тому же, я убежден, именно интерьеры храмов XI–XVI веков наилучшим образом помогают нам настроиться на молитву, они лучше отражают вневременное Царствие Небесное, образом которого является храм, – а то, что вне времени, устареть не может.

– В древности были совершенно другие строительные материалы, нежели сегодня. Может быть, из-за этого мы нередко сталкиваемся с таким явлением: вроде бы храм построен в старинных формах и пропорциях – а дух не тот, чего-то не хватает…

– Дело не в материалах. Из одного и того же материала можно создать абсолютно разные формы. Проблема в архитекторах. По-настоящему знакомы с древнерусским зодчеством далеко не многие.

Это и понятно: если памятники более позднего времени в исторических центрах наших городов можно увидеть буквально на каждом шагу, то церковных зданий XIV–XVI столетий, а тем паче домонгольских храмов, сохранилось совсем немного.

GD Star Rating
loading...
Поиск
посетители