Архитектурное освещение – одно из направлений светового дизайна. Раньше его задействовали преимущественно для подсветки городских памятников архитектуры в ночное время. Однако в последнее время архитектурное освещение стало обязательным практически для любого крупного торгового, административного центра.

Как показала практика, подсветка здания в ночное время – неплохой инструмент для успешного ведения бизнеса. Кроме того, это эстетично. Поэтому разработка проектов архитектурного освещения стала обычным делом для многих строительных организаций. А власти многих российских городов даже разработали специальные правила организации ночной подсветки объектов для того, чтобы весь городской ансамбль светил в одной тональности. Естественно, что с развитием направления появились новые способы и приемы освещения зданий. Для их реализации используется разное свето- и электрооборудование.

ПРИЕМЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Выделяют несколько способов организации подсветки здания в ночное время: общее заливающее, локальное, фоновое (силуэтное), контурное, динамичное освещение, «световые фасады». Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки и применяется в определенных случаях. Безусловно, выбор того или иного способа архитектурного освещения зависит в первую очередь от того, в каком стиле возведен строительный объект, а архитектурный облик у каждого строительного объекта свой. Не последнюю роль при этом играют и конструктивные характеристики объекта (размеры здания, конфигурация крыши, фактура, цвет облицовочных материалов), его месторасположение в городском ансамбле, характеристики территории вокруг и т. п.

Например, общее заливающее освещение позволяет сохранить целостность восприятия объекта. Поэтому его используют для подсветки отдельно стоящих зданий, памятников, церквей. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на определенном расстоянии от освещаемого объекта, на земле или на столбах и использует в основном только направленный свет. Однако при создании заливающего освещения всегда существует риск, что направленный свет будет попадать в окна близлежащих домов. Поэтому этот способ подсветки не следует использовать в тех случаях, если освещаемое здание стоит рядом с жилыми домами или гостиницами. Световые лучи прожекторов будут заливать ярким светом внутренние помещения, что создаст дискомфорт для людей, находящихся в этих зданиях.

Для того чтобы сделать акцент лишь на отдельных деталях здания и таким образом организовать его подсветку, применяется локальное освещение. При этом подсвечиваются, как правило, только отдельные детали фасада: своды, оконные проемы, карнизы, балконы и т.д. Эффект невесомости, легкости строения таким образом обеспечен. Кроме того, этот способ подсветки зачастую применяется для тех зданий современной архитектуры, фасад которых облицован металлическими кассетами, панелями, керамогранитом – т.е. теми материалами, которые имеют высокую степень отражения. В этом случае отражаемый свет также задействуется в подсветке объекта. Возможно, поэтому локальное освещение среди всех остальных способов более универсально в применении и может использоваться для подсветки зданий разной архитектуры независимо от их месторасположения в городе. К тому же этот вид архитектурного освещения считается наименее энергозатратным.

Реализуется проект локального освещения с помощью настенных светильников средней и малой мощности, монтируемых на фасаде здания. Также используются линейные светодиодные светильники, ставшие прекрасной заменой громоздким осветительным установкам с линейными люминесцентными лампами.

Суть фонового (силуэтного) освещения состоит в том, чтобы создать светящийся задний план, на котором вырисовывается темный силуэт объекта. Применяется данный способ при освещении театров и дворцов с колоннами. Зато вот контурное освещение является сравнительно новым приемом и предполагает выделение контура здания с помощью светодиодных трубок.

Динамическое освещение – это освещение фасадов с синтезом различным цветов, изменением оттенков, яркости падающего света в течение определенного промежутка времени. При этом приемы в применении цветодинамических систем могут быть любыми из вышеописанных: и заливающее, и акцентное, и силуэтное освещение. «Цветомузыка» фасадов создается также с помощью светодиодных линеек, прожекторов, точечных светильников и другого оборудования.

Прием архитектурного освещения «световые фасады» используется при организации подсветки зданий современной архитектуры со сплошным остеклением фасадов. Для этого осветительное оборудование устанавливается внутри помещения за стеклом и направляется на него. Таким образом, обеспечиваются различные световые эффекты, с динамикой или статичные.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Что касается оборудования, используемого для организации архитектурного освещения, то к нему предъявляются совершенно иные требования, чем к тому, что применяется в помещениях. Все световые приборы, в первую очередь, должны быть готовы к работе на улице при любых климатических условиях. У них должен быть герметичный корпус, без дополнительных швов, чтобы атмосферная влага не попала внутрь. Таким образом обеспечивается электробезопасность и защищенность оборудования и электропроводки от влияния погодных условий. Сам корпус должен быть устойчив к воздействиям окружающей среды, к механическим воздействиям. Источники света должны иметь степень пыле- и влагозащиты не менее IP 65. Наконец, светильники для наружной установки должны быть удобны в обслуживании.

GD Star Rating
loading...
Поиск
посетители