Популярным видом современного искусства является коллаж. Страной-законодательницей тенденций в этом течении по праву считается Дания. Не удивительно – ведь сама королева Маргрете II увлекается созданием коллажей. Кроме того, в Дании много представителей школы данного вида искусства. Самый яркий из европейских мастеров, безусловно, Сергей Евгеньевич Святченко. Его можно назвать одним из новаторов коллажа.

В конце осени 2013 года выдающийся датский художник посетил Москву. Во время своего визита он провёл мастер-класс «Современный коллаж. Игра с лицом». Организатором и спонсором мероприятия выступила компания ГРУНДФОС, ведущий мировой производитель насосного оборудования. Одной из своих социальных миссий она видит популяризацию культуры Дании. Участниками мастер-класса стали проектировщики и архитекторы ведущих организаций строительной отрасли.

Лабиринты подсознания

Искусство коллажа возникло на заре XX века в кругах приверженцев авангарда – кубистов, дадаистов, маньеристов, импрессионистов и др. Родоначальником техники комбинации разнообразных элементов стал француз Жорж Брак. Он первым использовал оригинальный приём – наклеил на картон полосы окрашенной бумаги. Дабы фактура получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок.

Вскоре начинание Брака нашло единомышленника – им был Пабло Пикассо. Гениальный автор любил игру и, создавая коллажи, мог насладиться ею в полной мере. Первая работа метра искусства, сделанная в новой для того времени технике, – «Натюрморт с плетёным стулом».

Коллаж занял заметное место и в творчестве ещё одного знаменитого импрессиониста – Анри Матисса. Он придумал так называемый декупаж – приём, который подразумевает собой использование двух действий – вырезания (или кроения) и составления картин из полученных деталей.

Сегодня декупаж чрезвычайно популярен в Дании – этот вид искусства пришёлся по душе самой королеве. Маргрете II – настоящий мастер, своими коллажами она иллюстрирует художественные произведения. Одна из её работ – сказка «Снежная королева»хранится в музее Г.Х. Андерсона в г. Оденсе. На данный момент книга признана библиографической редкостью. Королева отзывается о своём таланте сдержанно. «Рисованием я занимаюсь с детства. Это приносит большую радость. Профессионалом, я думаю, меня трудно назвать. Но делаю то, что в моих силах, то, что самой нравится. Думаю, что, по крайней мере, не являюсь просто любителем», – отметила Маргрете II в своём интервью первому заместителю гендиректора ИТАР-ТАСС Михаилу Гусману.[1]

Дания – страна дизайна и высокого качества. Профессиональное сообщество с интересом следит за творчеством объединений BIG, SEA и Sebra. Сами датчане неординарны в дизайне, архитектуре и даже в том, как они одеваются. Если Италия страна «fashion luxury», то Дания – «design luxury». Именно это государство стало отправной точкой для развития архитектора-художника Сергея Евгеньевича Святченко. В конце ноября 2013 года метр искусства коллажа посетил Москву.

Знакомьтесь – Сергей Святченко!

Будущий художник родился в 1952 году в Харькове, в семье архитекторов. Так что русский авангард, сюрреализм и поп-арт повлияли на него ещё в раннем возрасте. Талант мальчика к рисованию проявился в 6 классе – Сергей увлекался музыкой The Beatles, и одна из пластинок попала в его коллекцию без наружного конверта. Обложку пришлось сделать самому. Копия оказалась настолько успешной, что ни один человек не смог отличить её от оригинала.

В 1990 году Сергей Евгеньевич переехал жить в Данию. С одной стороны, чопорно-монархическое, а с другой, очень творческое европейское государство вдохновило Святченко на создание шедевров. Он выполнил ряд монументальных живописных и графических работ: главный офис фирмы Nokia в Копенгагене, комплекс зданий Новой Датской бизнес-школы, офисы Danske Bank, Sonofon, Grundfos и др. Произведения Святченко украшают Датский парламент и Датский королевский двор.

Одной из наиболее ярких и близких российскому зрителю работ датского художника является проект «Зеркало к зеркалу» (Mirror by Mirror). Он базируется на выдержках из фильма Андрея Тарковского «Зеркало» и представляет собой серию фотоколлажей и видеоработу «Улица и белое». Выставка с большим успехом прошла в Дании, Германии, Ирландии, а после переехала в Россию, в Ивановский художественный музей. После завершения художественного мероприятия «Зеркало к зеркалу» все экспонаты были переданы в дар Ивановскому государственному университету.

«Когда-то фильм Тарковского «Зеркало» полностью изменил меня, молодого архитектора третьего-четвёртого курса, и мою жизнь. В плане эстетического понимания мира, архитектурных пространств, открытых и закрытых… Я был абсолютно поражён фильмом. Он вошёл в меня абсолютно конкретно. И, естественно, я несу его в себе всю свою жизнь», – вспоминает Сергей Святченко[2].

Подпись: Рис.3. Сергей Святченко с сестрой Андрея Тарковского Мариной Датский мастер считает, что идея взаимосвязанных элементов даёт возможность получить максимальный художественный эффект. Его Сергей Евгеньевич вновь и вновь достигает в своих работах уже более 25 лет. «Процесс создания коллажа происходит на подсознательном уровне: ассоциативном, импульсивном, черпающем вдохновение в нашей памяти, особенно детской, – рассказывает о процессе создания шедевров Сергей Святченко. – Я на протяжении всей своей творческой жизни обращаюсь к детским воспоминаниям».

В последнее время популярность приобрела цифровая печать коллажей. Благодаря очень простой реализации она является наиболее актуальной идеей архитектурно-художественного оформления интерьеров. На этой волне Святченко продолжает экспериментировать, монтируя фрагменты впечатлений, облачённых в художественную форму, и составляя собственную картину мира.

///ВРЕЗКА. Сергей Святченко – факты биографии

С 1990 года Сергей Святченко имел ряд персональных и групповых выставок в галереях и музеях Европы, Канады, Америки.

В 2002 году в Дании художник организовал некоммерческое выставочное пространство SENKO, где, как куратор, выставлял работы наиболее интересных и талантливых молодых художников со всего мира.

В 2003 году вышла монография «Святченко».

С 2005 года датский мастер ведёт международный проект – мастер-класс «Игра с лицом» (Play Face).

В 2006 году была выпущена монография «Живопись и другое».

В 2007 году Сергей Евгеньевич стал лауреатом Международной премии «Жёлтый карандаш» (Yellow Pencil Award – эквивалент «Оскара» в графическом искусстве).

В 2009 году художник основал международный, уникальный в своём роде art-fashion-проект Close up and private.

В начале 2012 года вышла книга «Обрезая углы. Современный коллаж».

В конце 2012 вышла большая двухтомная монография «Искусство Сергея Святченко. Живопись и коллаж».

///ВРЕЗКА. О Сергее Святченко в лицах

«Коллажи Святченко не одномерны – в реальном мире он обнаруживает некие «прорехи», через которые заглядывает в другой, запредельный мир. Это напоминает старинную гравюру, на которой человек, достигнув края земли, заглядывает в бесконечность через дыру в небесной тверди. В средневековой гравюре – это страсть к познанию, у нашего современника Сергея Святченко – стремление постичь непостижимое».

Марина Тарковская, член Союза кинематографистов России, Москва

«Лошади с подушкой вместо головы. Гигантская рука курит сигару с астронавтом, много «oбезличенных» людей. Это воображение Сергея Святченко, возможно, самого влиятельного коллажного художника нашего времени».

Wildmagazine, Нью Йорк

«На протяжении многих лет Сергей Святченко работает с фотоколлажем и имеет, как никто другой, свой собственный язык выражения».

OBSERVER, Коллаж Сегодня, часть 1: Сергей Святченко, Rick Poynor, писатель, критик, куратор, Лондон

Творческое занятие для не творческой публики

В конце ноября 2013 года в Москве состоялся авторский мастер-класс «Современный коллаж. Игра с лицом». Организатором и спонсором мероприятия выступила компания ГРУНДФОС.

21 ноября в центре Digital October собрались сотрудники ведущих строительных организаций столицы – инженеры-проектировщики и архитекторы. Их встречал Сергей Святченко. Открыли программу мероприятий самопрезентация художника и его лекция о современном искусстве коллажа, датской культуре и менталитете. После вводной части началась «Игра с лицом». Сергей Евгеньевич поделился с гостями историей появления данного мастер-класса: «В 2005 году итальянские кураторы пригласили ряд известных художников со всего мира в одну из школ города Треви. Нас попросили попытаться создать произведения искусства вместе с учениками 6 класса. Каждый мастер выбрал свою тему. Я придумал игру с лицами, которую продолжаю вести до сих пор, причём уже не только для малышей, но и для студентов и взрослых людей».

Перед занятиями мастер сделал портреты своих учеников, и на занятиях каждый получил «заготовку». Кроме неё, в арсенал каждого гостя входили десяток журналов и канцелярские инструменты (ножницы, клей и др.). Задача была простой – «украсить» изображение вырезками из глянцевых страниц.

Как отметила одна из участниц мастер-класса, интересно было наблюдать, как менялось настроение представителей технических профессий в течение занятия. Сначала инженеры были скованны в своих фантазиях – всё-таки работа с чертежами и прямыми линиями накладывает свой отпечаток. Гости боялись сделать ошибку, неверно вырезать или приклеить детали. Заботливый учитель постарался донести до своих студентов, что коллаж – искусство, в первую очередь, эмоциональное. Нужно раскрыть свою душу, убрать границы и раздвинуть рамки сознания, и только тогда получится коллаж, за которым стоит целая личная история. Никаких строгих правил в работе просто нет. «Мастер-класс помог раскрепоститься, включить фантазию. Мы смогли уйти ненадолго от своей сферы, которая порой немного давит и надоедает», – рассказывает Варвара, гостья мастер-класса.

По окончании мероприятия были подведены итоги – лучшая работа каждого гостя участвовала в мини-вернисаже. «Создавать собственные шедевры и наблюдать за результатами деятельности коллег оказалось очень интересно! Я запомнила всё, что говорил Сергей Святченко. Обязательно попробую дома создать ещё одну картину», – поделилась впечатлениями Ольга Шерстнёва, руководитель проектной группы.

Все участники мастер-класса отметили, что обязательно посетили бы подобное мероприятие ещё раз.

Советы начинающему коллажисту от Сергея Святченко

1. Подумайте над темой работы. Решите, как можно выразить своё отношение к ней. Например, вы хотите создать коллаж на тему зимы. Какая она для вас? Что вы больше всего любите в этом времени года?

2. Одну и ту же идею можно воплотить в разных стилях: пейзажном, декоративном, портретном и т.д. Выберите наиболее близкий своему духу.

3. Сделайте эскиз. Это может быть как просто набросок, так и разработка в масштабе.

4. Определите, нужен ли для будущего коллажа фон. Если да – что будет выполнять его роль. Сделайте несколько вариантов заднего плана, и выберите наиболее удачный. Оставшиеся заготовки пригодятся для будущих работ.

5. Используйте разнообразный материал, но вовремя останавливайтесь – работа не должна быть слишком переполненной.

Удачи в создании собственного шедевра!

GD Star Rating
a WordPress rating system
Поиск
посетители