Великий архитектор Ле Корбюзье, основоположник конструктивизма, придумал интересное определение человеческого жилья: идеальный дом должен быть «машиной для жизни», где все удобно, оптимально рассчитано и помогает максимальному раскрытию творческих способностей человека. При этом, считал Корбюзье, дом остается «местом наших дум, размышлений, и, наконец, это… обиталище красоты, приносящее нашему уму столь необходимое ему успокоение».
Несмотря на то, что способов достижения подобного идеала достаточно много, принцип, на котором они основаны, един: гармония формы, цвета и фактуры, позволяющих моделировать жилое пространство сообразно желаниям его обитателей. В перечисленной триаде равноправны и важны все элементы, но, пожалуй, именно форма служит отправной точкой для замысла дизайнера.
Порядок и хаос
Если взглянуть на самые древние жилища человека, становится ясно – геометрически выверенных форм наши отдаленные предки не знали. Лишь с открытием способов обработки камня и дерева и изобретением искусственных строительных материалов, таких как кирпич, появились привычные сегодня четкие параллелепипеды залов и комнат. Однако природе в целом прямые линии не свойственны; поэтому, как только возникли новые жесткие формы, возникла и психологическая необходимость адаптации их к потребностям психики человека. Украшение помещений, декоративная отделка – все это способы приблизить жилье к природному идеалу.
Однако шел и обратный процесс. За тысячелетия развития «вещной» цивилизации новая искусственная реальность также воздействовала на наследственный разум человека, порождая новые образы, устойчивые ассоциации, эмоции. Они настолько впитались в архетип, что стали едиными для всех рас и народов Земли. «Символические понятия геометрических объектов и линий, – говорит искусствовед Вера Калмыкова, – служат для выражения замыслов художников испокон веков. Так, вертикаль, если она не разделена, воспринимается как символ стремления ввысь, бесконечности, легкости. Добавим «массы» в нижней части, создадим визуальное основание, и вот уже перед нами нечто стабильное, незыблемое. Поступательное движение, развитие – это горизонталь, а, кроме того, такие линии придают визуальную основательность, тяжеловесность. Диагональ – динамика. Объединим четко выраженные вертикали и горизонтали, замкнем помещение жесткой геометрией и получим торжественный зал, например, дворца или храма. Прорежем пространство диагоналями, добавим ломаных
линий – получим динамику, доходящую до чувства тревоги, что является характерной чертой современных клубов, например».
Благодаря такому единству восприятия форма стала определяющим элементом стиля, который, в свою очередь, являлся отражением глобальных социальных или экономических процессов. Например, середине XVII – началу XVIII в., эпохе абсолютных монархий, соответствует роскошное барокко и его квинтэссенция – помпезное рококо, даже церковь превращающее в подобие будуара. Но проходит полвека, королевская власть слабеет, а формы интерьера упрощаются, возвращаясь к классической, почти античной простоте. Четкие вертикали и горизонтали, подчеркнутые колоннами и пилястрами, пришли на смену завитушкам и драпри.
Двумя веками позже подобная трансформация вновь стала революцией в дизайне. Изысканный модерн, где прямые линии намеренно маскировались, сменился четкой геометрией конструктивизма, в котором акцентировалось отсутствие «лишнего», а индивидуальность, декоративность подчеркнуто изгонялись. Проходит пара десятков лет, и новые империи меняют облик зданий: «сталинский» и «гитлеровский» тяжеловесный ампир вновь возвращают жилища в классическую эпоху.
Лишь в наше время, практически лишенное общей идеологии, стиль перестал быть довлеющим для архитектуры и дизайна. Индивидуальность стала основополагающей; мода уже не диктуется политикой. От «экологической» простоты кантри до технологической сложности хай-тек – все приемлемо и востребовано современным человеком. Тем не менее архетип победить нельзя, и способы использования форм в интерьере остались незыблемыми.
Игра по правилам
Существуют основополагающие принципы использования и взаимодействия элементов формы в интерьерах. Во-первых (и это, пожалуй, самое главное), простота облегчает восприятие – «Большое искусство живет бедными средствами», как говорил Ле Корбюзье. Исходя из этого, следует помнить, что знакомые формы воспринимаются легче, а объекты таких форм гораздо четче отделяются визуально от общего фона.
Во-вторых, разнородные по геометрии предметы смотрятся лучше на определенном расстоянии. Чем ближе объекты, тем больше шансов, что их будут воспринимать как единую композицию.
В-третьих, элементы интерьера, размещенные по законам симметрии, воспринимаются единым целым.
Образующими могут быть не только формы, но и, как следствие, задаваемые предметами воображаемые линии. Они очень активно влияют на пространство, фиксируя и направляя взгляд, определяя визуальное впечатление, деля поверхности, ритмизуя их. Умелое управление линиями способно даже вызвать нужные эмоциональные реакции. Интересно, что для создания подобных эффектов вовсе не обязательно пользоваться крупными предметами или менять конфигурацию помещения. Небольшие декоративные элементы, помещенные «в нужное время в нужном месте», могут радикально изменить характер пространства.
«Популярные сегодня монотонные поверхности из керамической плитки, – говорит Светлана Бирюкова, дизайнер компании KERAMA MARAZZI, ведущего российского производителя керамической плитки и керамогранита, – лучше «разбавлять» декоративным элементом, отличным по рисунку или фактуре от основного фона. Это позволяет добиваться интересных эффектов, способных изменить зрительное восприятие помещения и даже визуально скорректировать его неправильность».
Небольшие элементы также могут задавать стилистическую направленность помещения. «Использование некрупных «античных» выпуклых декоров, скажем, камей или барельефов, придаст интерьеру классический дух, – считает Светлана. – При этом эффект достигается минимальными усилиями. Например, декоративные розетки «Одеон», имитирующие мрамор, из новой коллекции «Французский стиль» просто крепятся на основную плитку при помощи специального клея, а затем элемент монтируется на стену обычным порядком. Несколько таких вставок придают четкость облику помещения и позволяют акцентировать замысел дизайнера».
Форма элементов интерьера может задавать не только стиль, но и эпоху. «Огрубите» мебель, отдав предпочтение массивным сосновым или дубовым поверхностям с минимальной обработкой, и вы получите дом в «древнескандинавском» или «древнеславянском» стиле. Добавьте витражей и цветного стекла – появится квартира в стиле «модерн». Измените окна – выберите темные рамы, уменьшите размер стекол, – и вот уже на улицу глядит викторианское здание…
«Сегодня существует немало решений, с помощью которых можно заменить окна в историческом здании, не нарушив его внешний облик, – говорит Рафик Алекперов, технический директор компании «Проплекс». – Например, можно использовать так называемые «фальш-импосты». Эти тонкие декоративные профили наклеивают на стекло с внутренней и внешней стороны. Тем самым световой проем окна визуально разделяется на части и имитируются старинные переплеты».
Тайна триединства
Несмотря на то, что форма образует интерьер, она останется мертвой без цвета и фактуры. «Выбор цвета, – говорит московский дизайнер Анна Голубева, – по существу, задается характером линейной формы, ее композиционной ролью. Есть общие правила, которые позволяют гармонизировать эти два элемента. Так, чем динамичнее форма, тем ярче должен быть цвет и наоборот. Верно и обратное влияние: яркие линейные элементы на спокойном фоне делают интерьер «подвижным», активизируют его».
Очевидно, что при выборе цвета для базовых форм нужно учитывать эти нюансы, принимая во внимание особенности назначения помещения. Динамичные линии и цвета в спальне столь же неуместны, как пастельные цвета и классические декоративные мотивы в ночном танцевальном клубе. Общий принцип во всех случаях – врачебный: «не навреди!».
Например, чтобы сгладить «скуку» от стен, ровно покрашенных в один неяркий цвет, и при этом зрительно увеличить высоту помещения, вполне достаточно выделить вертикальную узкую полосу. Если она будет выпуклой (образованной при помощи, например, филенки или бордюра), это акцентирует и зонирует интерьер. Но 5-6 подобных элементов подряд сделают помещение излишне пестрым, визуально раздражающим.
Темный (в пределе – черный) контур усиливает цветовые эффекты, повышает яркость красок, одновременно отделяет и объединяет цвета. Более того, он позволяет акцентировать форму разнородно окрашенных элементов. Но и здесь важно чувство меры, поскольку контур (а чем он шире, тем отчетливее эффект) способен не только выделить преимущества, но и подчеркнуть недостатки.
«Обрамление дверного проема и сама дверь, – говорит Татьяна Ларина, руководитель отдела оптовых продаж компании «Лендор», одного из крупнейших продавцов дверей итальянских производителей на российском рынке, – могут серьезно влиять на восприятие интерьера. Поэтому форму и цвет этих необходимых в любом доме элементов нужно выбирать в точном соответствии с общим дизайнерским замыслом. Например, двустворчатая дверь со стеклянными вставками придаст помещению торжественность и «анфиладность». Однако неправильно подобранный цвет – слишком яркий или контрастный – «стянет» внимание и сделает комнату визуально меньше».
Двери со вставками из стекла в подавляющем числе случаев устанавливают, чтобы визуально облегчить и расширить границы помещения. «Кроме того, так решается проблема дефицита освещения, в первую очередь дневного, – рассказывает Элеонора Дадашева – ведущий дизайнер компании «Летучая Лисица».– Дверные блоки все чаще дополняют верхними или боковыми фрамугами с непрозрачными стеклами или витражами. Многие производители специально дополняют популярные модели вставками из стекла».
Сегодня входят в моду полностью стеклянные раздвижные двери. В качестве примера можно привести двери фабрики FOA, выполненные из матового или цветного стекла: легкие и изящные, они прекрасно подойдут для любой комнаты. «Раздвижные двери FOA без затруднений вписываются в самый сложный интерьер, – говорит Татьяна Ларина («Лендор»). – Кроме того, в некоторых коллекциях используется сложный витражный декор в технике Тифани (Tiffany), причем вся работа выполняется вручную».
Форма – это то, что человек воспринимает
loading...